| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 71RS0028-01-2024-000687-48 |
| Дата поступления | 11.03.2024 |
| Категория дела | Споры, возникающие из пенсионных отношений → Из нарушений пенсионного законодательства → Иски физических лиц к Пенсионному фонду Российской Федерации → по искам застрахованных |
| Судья | Свиридова Ольга Сергеевна |
| Дата рассмотрения | 03.06.2024 |
| Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
| Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
| ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 11.03.2024 | 14:28 | 11.03.2024 | ||||||
| Передача материалов судье | 11.03.2024 | 17:51 | 11.03.2024 | ||||||
| Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 12.03.2024 | 17:12 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 12.03.2024 | |||||
| Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 12.03.2024 | 17:13 | 12.03.2024 | ||||||
| Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 12.03.2024 | 17:13 | 12.03.2024 | ||||||
| Предварительное судебное заседание | 27.03.2024 | 10:30 | Заседание отложено | ИНЫЕ ПРИЧИНЫ | 12.03.2024 | ||||
| Предварительное судебное заседание | 04.04.2024 | 10:30 | Заседание отложено | ТЕХНИЧЕСКИЕ НЕПОЛАДКИ при использовании технических средств ведения судебного заседания | 27.03.2024 | ||||
| Предварительное судебное заседание | 19.04.2024 | 10:30 | Назначено судебное заседание | 04.04.2024 | |||||
| Судебное заседание | 06.05.2024 | 14:30 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 19.04.2024 | ||||
| Судебное заседание | 20.05.2024 | 15:00 | Заседание отложено | ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ | 06.05.2024 | ||||
| Судебное заседание | 03.06.2024 | 15:00 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО | 20.05.2024 | ||||
| Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 07.06.2024 | 10:07 | 08.08.2024 | ||||||
| Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 11.07.2024 | 16:58 | 22.08.2024 | ||||||
| Дело оформлено | 11.07.2024 | 16:58 | 22.08.2024 | ||||||
| Дело передано в архив | 12.07.2024 | 16:59 | 22.08.2024 | ||||||
| СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ИСТЕЦ | Орлов Алексей Николаевич | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ | ||||||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Сочнева Елена Леонидовна | ||||||||
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июня 2024 года г. Тула
Советский районный суд в составе
председательствующего Свиридовой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егеревой А.С.,
с участием представителя истца ФИО4 по доверенности ФИО8, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело № 71RS0028-01-2024-000687-48 (производство № 2-731/2024) по иску ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о включении периода трудовой деятельности в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО4 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о включении периода трудовой деятельности в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, указав в обоснование исковых требований, что 7 ноября 2023 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с применением пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в удовлетворении которого отказано в решении от 20 февраля 2024 года в связи с отсутствием требуемой продолжительности 12 лет 6 месяца специального стажа работы. К зачету в специальный стаж не принят период работы с 15 июня 2009 года по 5 августа 2013 года в закрытом акционерном обществе «Инновации и трудовые ресурсы» в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда, так как работодатель не заявлял о себе, как имеющий рабочие места с особыми условиями труда, дополнительный тариф не оплачивал, поименные списки сотрудников не представлял.
С данным решением он не согласен, поскольку его работа в спорный период трудовой деятельности подтверждена сведениями трудовой книжки, а также архивной справкой.
Просил суд обязать ответчика включить в его специальный страховой стаж вышеуказанный спорный период трудовой деятельности и признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном законом порядке, сведений о причинах неявки не представил.
Представитель истца ФИО4 по доверенности ФИО8 в судебном заседании посредством видеоконференц-связи доводы искового заявления поддержала, просила удовлетворить его в полном объеме, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж истца спорный период трудовой деятельности, признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить данную пенсию со 2 декабря 2023 года.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности ФИО7 в судебном заседании доводы иска ФИО4 не признала, просила отказать в его удовлетворении, полагая решение об отказе в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием у истца требуемой продолжительности специального стажа законным и обоснованным.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, заблаговременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте его проведения.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО4 по доверенности ФИО8, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области по доверенности ФИО7, исследовав материалы настоящего и пенсионного дел, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд применяет нормы действующего законодательства, действующего на период спорных правоотношений, возникших между сторонами, и приходит к следующим выводам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»); регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе: дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»); запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 7 ноября 2023 года истец ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с применением пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении досрочной пенсии отказано по причине отсутствия у истца требуемой продолжительности 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа работы.
С учетом представленных доказательств ФИО4 имеет право на снижение на три года общеустановленного пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Также ФИО4 имеет необходимую величину индивидуального пенсионного коэффициента (не ниже 25,8) и продолжительность общего страхового стажа.
В специальный стаж ФИО4 включены периоды его трудовой деятельности общей продолжительностью 11 лет 1 месяц 10 дней: по Списку № 1 продолжительностью 5 месяцев 13 дней и 5 месяцев 8 дней), по Списку № 2 продолжительностью 2 года 25 дней, 1 год 3 месяца 18 дней и 6 лет 10 месяцев 7 дней.
К зачету в специальный стаж по Списку № не принят период трудовой деятельности ФИО4 с 15 июня 2009 года по 5 августа 2013 года в закрытом акционерном обществе «<данные изъяты> Согласно поступившему акту проверки закрытое акционерное общество <данные изъяты> на учете как льготная организация не стоит, индивидуальные сведения сдаются без указания льготных кодов; работа заявителя в системе обязательного пенсионного страхования указана как работа с обычными условиями труда.
Между тем, с указанным решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области суд не соглашается в силу следующего.
Согласно статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 – 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и по одному из оснований, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В силу примечания к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для применения нормы по снижению пенсионного возраста на первоначальную величину, предусмотренную статьей 34 (на 1 год) указанного Закона, достаточно факта проживания (работы) на территории загрязненных зон в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года. Продолжительность такого проживания (работы) значения не имеет.
Дополнительное снижение пенсионного возраста производится согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 1 год за каждые 4 года проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
B целях реализации данной нормы закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
- Список № 2 производств, работ, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года №537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда – Список № 2 производств, работ, дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 2 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5), право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Разделом XXIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, установлено право на льготное пенсионное обеспечение слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления в местах его установки, код профессии 2140000а-18455.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
По общему правилу при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами периоды работы, а периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Также, приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н утвержден порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с которым подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Согласно пункту 3 Порядка, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 названного Порядка определено, что в случаях, когда необходимые данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на ми подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Пунктом 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, также предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что для подтверждения периода работы, учитываемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», лицу, обращающемуся за назначением страховой пенсии по старости, при отсутствии в трудовой книжке данных, подтверждающих конкретный период работы и ее льготный характер, необходимо предоставить соответствующие документы - справку работодателя и (или) иные документы, содержащие такие сведения.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, указаны возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Истцом в пенсионный орган была представлена трудовая книжка серии АТ-VI №, где имеются записи о трудовой деятельности ФИО4 в спорный период с 15 июня 2009 года по 5 августа 2013 года в закрытом акционерном обществе «Инновации и трудовые ресурсы» в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда.
Также истцом в обоснование доводов искового заявления представлена справка от 15 сентября 2014 года, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимая для начисления льготной пенсии, выданная закрытым акционерным обществом «Инновации и трудовые ресурсы», согласно которой ФИО4 с 15 июня 2009 года по 5 августа 2013 года работал в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда. Рабочее место находилось на ТЭЦ – 17, филиал открытого акционерного общества «Мосэнерго». На основании следующих документов: приказов по личному составу за данный период работы, личной карточки Т-2, ЕТКС, табелей учета рабочего времени, лицевым счетам за данный период работы ФИО4 работал постоянно с полным рабочим днем, полную рабочую неделю слесарем по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда. Отпуска без сохранения заработной платы, по уходу за детьми, курсы повышения квалификации, донорские дни не предоставлялись; совмещений профессий нет; командировок, повышения квалификации с отрывом от производства нет. Прогулы, государственные обязанности, простой и другие периоды, не подлежащие включению в специальный стаж, также отсутствуют. Данная профессия предусмотрена Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, раздел XXIII. «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», код профессии 2140000а-18455: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления в местах его установки, и дает право на льготное пенсионное обеспечение. Администрация несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке, согласно статье 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Данные документы имеются в пенсионном деле ФИО4, получены, в том числе, на основании запросов Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области.
В материалах пенсионного дела имеется акт государственного учреждения – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 10 по г. Москве и Московской области от 27 мая 2015 года № 937, в которой сообщено, что закрытое акционерное общество «Инновации и трудовые ресурсы» на учете как льготная организация не состоит, индивидуальные сведения сданы без указания льготных кодов; поименные списки застрахованных лиц за период с 1 сентября 2009 года по 31 марта 2015 года не представлялись; организация не осуществляет уплату страховых взносов на финансирование страховой части трудовых пенсий работникам по дополнительному тарифу.
То обстоятельство, что других документов о работе истца в данный период не сохранилось, а также то, что работодателем не представлялись сведения индивидуального (персонифицированного) учета на истца, не могут умалять его право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку вышеуказанными документами подтверждается выполнение истцом работы в должности слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда в тяжелых условиях труда при занятости не менее 80% рабочего времени. При этом истец не является самостоятельным участником правоотношений по предоставлению этих сведений, не уведомлен о бездействии работодателя, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года № 9-П, пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статья 19 (части 1, 2), статья 39 (части 1, 2), статья 45 (часть 1) и статья 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Вины истца в неуплате или не начислении страховых взносов не имеется. Суд отмечает, что обязанность производить соответствующий контроль за действиями страхователя по своевременному начислению и уплате страховых взносов на истца не возложена. Контроль за уплатой страховых взносов в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
В силу статьи 59 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно статье 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Настаивая на отказе в удовлетворении исковых требований, представитель ответчика сослалась на вышеприведенные документы, имеющиеся в пенсионном деле ФИО4, а также на то, что какие-либо документы, в том числе косвенные приказы, подтверждающие работу истца в качестве слесаря по ремонту парогазотурбинного оборудования 5 разряда в спорный период не представлено.
Вместе с тем, проанализировав вышеприведенную архивную справку, выданную уполномоченным лицом, из которой достоверно следует работа истца в период с 15 июня 2009 года по 5 августа 2013 года в должности, включенной в Список №, принимая во внимание характер связанной с данным обстоятельством работы, отсутствие документов, свидетельствующих о наличии у ФИО4 отвлечений от основной работы и без совмещения профессий, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования о включении в специальный страховой стаж истца периода работы с 15 июня 2009 года по 31 декабря 2012 года.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. В сведениях персонифицированного учета отсутствуют указания о характере работы истца в период с 1 декабря 2013 года по 5 августа 2013 года как работе в тяжелых условиях труда, сведений о проведении специальной оценки условий труда истца отсутствуют и не представлены дополнительно истцом, сведений об уплате дополнительного тарифа также не имеется. Наблюдательное дело не имеется.
Проанализировав вышеизложенные конкретные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами права, учитывая, что в случае включения в специальный страховой стаж ФИО4 спорного периода его трудовой деятельности общая продолжительность работы с тяжелыми условиями труда превысит необходимые 12 лет 6 месяцев, а страховой стаж на дату подачи заявления о назначении пенсии соответствует подпункту 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО4, в части включения в специальный страховой стаж периода трудовой деятельности с 15 июня 2009 года по 31 декабря 2012 года.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая (страховая) пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом части 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2003 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При изложенных обстоятельствах и с учетом положений подпункта 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», принимая во внимание наличие у ФИО4 в случае включения в его специальный стаж спорного периода работы необходимых продолжительности страхового и специального стажа, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, право на досрочную пенсии по старости возникает с даты достижения истцом 52 лет (2 декабря 2023 года).
Рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных в судебном заседании исковых требований, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о включении спорного периода трудовой деятельности в специальный страховой стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать за ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области включить в специальный страховой стаж ФИО4 период его трудовой деятельности с 15 июня 2009 года по 31 декабря 2012 года и назначить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости со 2 декабря 2023 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области о включении в специальный страховой стаж периода трудовой деятельности с 1 января 2013 года по 5 августа 2013 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Советский районный суд г. Тулы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено судом 7 июня 2024 года.
Председательствующий


